Мошенничество с банкоматами и терминалами Сбербанка

Сбербанк и многие другие банки уделяют особое внимание обеспечению безопасности платежных систем и устройств самообслуживания. Однако, злоумышленники раз от раза находят новые обманные пути для получения денежных средств клиентов финансовых организаций. Мошенничество с банкоматами в одних случаях может быть с использованием специальных устройств, а в других просто находятся уязвимости банкоматов или терминалов. Рассмотрим один из таких примеров.

Мошенничество с банкоматами на основе уязвимости устройства.

Ни для кого не новость, что устройства самообслуживания банков разрабатываются профессионалами, как и программное обеспечение под них. Тем не менее, алгоритмы обработки запросов и обслуживания клиентов через банкоматы не идеальны и имеют некоторые недостатки. На многие из них владельцы карт не обращают никакого внимания. Однако, в ряде случаев подобные недочеты могут быть обращены не в их пользу и использоваться с целью мошенничества.

Один из таких способов базируется на неоптимальной последовательности обработки операций пользователей в банкоматах и терминалах. Он часто встречается на устройствах Сбербанка, а также в некоторых других банках. В свою очередь, порядок выполнения команд в банкоматах и терминалах следующий:

  1. Банкомат запрашивает выбрать вид проводимой операции.
  2. Далее предлагается ввести необходимые реквизиты и размер суммы списания.
  3. Только потом держателя карты просят вставить пластиковый носитель в приемник и ввести пин-код.
  4. После ввода правильной комбинации проводится операция и списываются денежные средства.

При этом очередность предъявления карты не определена. Карточка в банкомат может быть вставлена как на начальном этапе, так и на завершающем, непосредственно для оплаты уже сформированной транзакции.

Как это может быть использовано?

Казалось бы, в порядке обработки транзакции клиента нет ничего не обычного. Но, если первые два шага делает один человек, искусственно инициируя начало операции, а остальные этапы совершает другой, то деньги будут списаны с последнего. Хотя, он может даже не подозревать о том, какие манипуляции производились с банкоматом до него.

Приведем конкретный пример:

Злоумышленник подходит к банкомату. Затем выбирает, например, операцию по оплате мобильной связи, вводит номер телефона и сумму пополнения 2 000 рублей. Доходит до этапа предъявления банковской карты и отходит от устройства. Следующий клиент в очереди вставляет свою карту и вводит пин-код. После чего автоматически происходит оплата и списание суммы с карты в размере 2 000 рублей. На указанный ранее номер телефона мошенника поступают деньги. А вот «жертва» даже не поймет, что произошло, пока подробно не изучит список операций по карте.  

Стоит отметить, что после заполнения реквизитов и суммы транзакции, банкомат ждет в течение 90 секунд карту клиента. Только по истечению этого времени сформированная операция обнуляется, если карта не была вставлена в приемник.

Как не попасться на подобное мошенничество с банкоматами?

Хотя, случаи хищения денег таким образом стали значительно чаще, по мнению представителей Сбербанка ситуация не носит массовый характер, а все произошедшее является действиями и ответственностью самого клиента.

Возможно, в дальнейшем со стороны банковских работников будут принят меры по изменению алгоритмов, ввода дополнительных оповещений и усилению мер безопасности, призванных не допустить мошенничество с банкоматами. Однако, в большинстве подобных случаев клиентам приходится в первую очередь рассчитывать на себя самих.

К слову, банкомат не обладает функцией идентификации и распознавании людей, находящихся перед ним. Для него инициатор транзакции и второй гражданин в последующие 90 секунд одно и тоже лицо. В свою очередь, статус и соответствие клиента определяется на основе вставленной карты и корректного пин-кода. Если второе лицо предоставляет карту и вводит правильные данные, то операция получает подтверждение. А вот кем она была создана изначально, устройству не известно.

Зная эти особенности работы устройств самообслуживания, пользователям банкоматов и терминалов стоит принять дополнительные меры для исключения неприятных ситуаций:

  • Обратить внимание на наличие подозрительных граждан возле банкомата. Если такие есть поблизости или присутствуют сомнения, лучше отказаться от использования банкомата именно в этом месте.
  • Прежде, чем использовать банкомат, прочитать содержащуюся на дисплее информацию. На нем могут быть сведения о незавершенных транзакциях.
  • Для отмены ранее созданных операций нажать несколько раз кнопку «Отмена» («Cancel»). Даже, если они явно не определены, то в качестве страховки лучше сделать 2-3 нажатия.
  • Если банкомат работает некорректно или вообще не выполняет заданных команд, то стоит сообщить об этом сотрудникам банка по телефону горячей линии.
нажать несколько раз кнопку «Отмена»

Как вернуть списанные деньги?

Если вдуматься в детали процесса, то такое мошенничество с банкоматами с трудом можно категорировать, как противоправное деяние. С точки зрения поведения клиентов первое лицо могло, например, не оплатить свою операцию из-за того, что забыло банковскую карту. А вот, второе проявило невнимательность и не предприняло дополнительных мер для сохранности своих средств. Поэтому маловероятно, что те же правоохранительные органы будут возбуждать дело о мошенничестве и заниматься разбирательством, хотя и примут заявление.

Единственное, как можно рассматривать ситуацию, это ошибочно перечисленные средства. Поэтому все вопросы нужно решать с сотрудниками банка. Это лучше сделать в следующей последовательности:

  • Позвонить в банк по контактному номеру. В Сбербанке это номер «900». Сообщить сотруднику о происшествии и уточнить порядок действий.
  • Если операция еще не проведена, ее смогут отменить.
  • Если деньги списаны, то лучше временно заблокировать карту.
  • Посетить ближайшее отделение банка и написать заявление на возврат ошибочно перечисленных средств.
  • Дождаться решения банка.
  • Дополнительно можно обратиться в полицию и сообщить о хищении денежных средств через банкомат.
Читайте также:

Экономический шпионаж.

Возврат ошибочно перечисленных средств.

Как вернуть незаконно списанные деньги со счета?

Как активировать карту Сбербанка?

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *