Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов. Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств. Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье.
Что такое нецелевое использование бюджетных средств?
Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера. Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса. Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.
Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:
- Законом о бюджете;
- Бюджетной сводной росписью;
- Сметой по бюджету;
- Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
- Различными договорами, а также иными правовыми документами.
Таким образом, правонарушение заключается в совершении действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета, приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.
Виды нецелевых затрат бюджета.
Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:
- Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
- Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
- Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
- Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
- Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
- Покрываются расходы другого юридического лица;
- Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
- Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
- Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
- Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.
Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:
- Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
- Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
- Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.
Кто несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.
Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?
Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.
Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.
Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.
Виды ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.
Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.
Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использование бюджетных средств наказываются:
1. Должностные лица:
- Дисквалификация на 1 – 3 года;
- Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;
2. Юридические лица:
- Штраф на 5 – 25 % от потраченной не по назначению суммы;
Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:
1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5 до 7 миллионов рублей:
- Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
- Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
- Принудительные работы, не превышающие 2 года;
- Арест до полугода;
- Лишение свободы не более, чем на 2 года;
2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:
- Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
- Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
- Принудительные работы не более 5 лет;
- Лишение свободы не более, чем на 5 лет;
Дополнительные последствия.
Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:
- Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
- Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
- Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
- Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.
Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств.
Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.
В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:
1. Отсутствие умысла.
Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15. 14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам. Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.
2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц.
Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате. Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области. К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.
Читайте также:
Банковские реквизиты Сбербанка.
Как заполняется и подается в Сбербанк анкета на кредит?