Как проходит сделка по ипотеке в банке пошагово
Приобретение вторичного жилья с использованием кредитных средств отличается от стандартной процедуры, поскольку, третьей стороной в договоре купле-продажи выступает банк. Иногда часть действий совершаются дистанционно, например, как в «Домклик» Сбербанка. Но чаще требуется личное присутствие представителей продавца и покупателя в офисе кредитора. Поэтому обеим сторонам следует знать, как проходит сделка по ипотеке при покупке квартиры пошагово. Ведь допущенные ошибки и неточности скажутся на качестве желаемого результата, а также сроках его достижения.
Этапы проведения сделки по ипотеке для продавца.
В зависимости от стороны, заключающей договор, ипотечную сделку с недвижимостью можно рассматривать с двух ракурсов. Во-первых, со стороны продавца. Здесь все достаточно просто:
1. Найти покупателя.
В свою очередь, это делается своими силами или с помощью специализированных организаций. В первом случае собственник обойдется минимальными затратами или вовсе без них, размещая онлайн объявления с продвижением и без. А вот во втором посреднические услуги встанут в «копеечку». Размер комиссионных будет зависеть от «аппетита» риэлторского агентства, а также от региона расположения объекта. Затраты могут составить от 20 до 150 тысяч рублей. Если в последующем не исключен такой подход, то имеет смысл заложить данные расходы в стоимость.
2. Подготовить документы.
Успех продажи недвижимого имущества напрямую зависит от его юридической чистоты и наличия всех необходимых бумаг. Как следствие, продавцу требуется позаботится о подготовке следующего перечня:
- Паспорта всех собственников;
- Договор купли-продажи, на основании которого приобреталось жилое помещение;
- Справки по форме № 7 и № 9;

- Актуальная выписка из ЕГРН;
- Реквизиты банковского счета;
- Заверенное разрешение супруга на совершение сделки или заявление о том, что на момент приобретения квартиры владелец не состоял в браке. Если это действительно так.
Стоит отметить, что на момент продажи в квартире не должны быть зарегистрированы дети и иные лица. К тому же не допускаются каких-либо ограничения по ипотеке. Важно, чтобы в ходе приобретения ранее не использовался материнский капитал.
3. Дождаться одобрение объекта.
Несомненно, не каждая квартира подходит под ипотеку. Поэтому она осматривается оценщиком с составлением соответствующего вердикта. На объект в последующем будет наложено обременение, поскольку, он будет находиться в залоге у банка.
4. Заключение договора.
После того, как недвижимость одобрена под кредит, и на руках окажутся все необходимые документы, проводится сделка по ипотеке. То есть сторонами подписывается договор в трех экземплярах. А банк еще действующему собственнику выдает письменный аккредитив. Иначе говоря, договор о том, что деньги будут перечислены после регистрации прав нового собственника и предоставления об этом бумаг кредитору.
5. Перерегистрация прав собственности.
Далее через местное МФЦ продавцу и покупателю необходимо зарегистрировать передачу прав собственности. Для чего им понадобится запланировать совместное посещение учреждения для подачи документов. От продавца потребуется:
- Свой экземпляр договора;
- Паспорт;
- Согласие супруга на продажу квартиры.
Если покупка состоялась до брака, владелец прямо в МФЦ составляет об этом заявление.
В зависимости от загруженности Центра на регистрацию может уйти от одной до четырех недель. Но лучше не дожидаться крайнего срока, а периодически делать контрольные звонки для уточнения готовности документов.
6. Получение денег.
Когда проходит сделка по ипотеке Сбербанк, ВТБ или другой банк в кротчайшие сроки перечисляют на указанные реквизиты деньги. Только для этого необходимо в течение трех месяцев после подписания договора предоставить:
- Новую выписку из реестра, которую выдает МФЦ после регистрации;
- Документ об аккредитиве;
- Опись о том, что закладная передана на регистрацию.
В свою очередь, данный перечень доставить в отделение банка может любая из сторон.
Как проходит сделка по ипотеке для покупателя.
Теперь, во-вторых, со стороны кредитуемого лица процесс покупки жилья в ипотеку выглядеть будет так:
1. Получение одобрения.
Для начала стоит оценить свои силы и возможности. Понять сколько и как накопить на первоначальный взнос. Определиться со сроком кредитования, а также рассчитать ежемесячный платеж по ипотеке. Следом необходимо оформить заявку в один или несколько банков и дождаться решения по ней. Если будет получен положительный ответ, то можно приступать к следующему этапу.
Читайте: Почему банки отказали в кредите?
2. Выбор объекта.
Понимая, что банк готов предоставить в долг необходимую денежную сумму, можно приступать к подбору объекта с учетом этого критерия. То есть это можно осуществлять своими силами, пролистывая тематические сайты. Либо воспользоваться услугами ипотечного брокера. Конечно, не бесплатно. Прежде чем приступать к сбору документов для ипотеки, у продавца стоит уточнить, возможна ли сделка по ипотеке с его собственностью. Нередко на квартирах «висят» обременения и иные ограничивающие факторы, препятствующие купле-продаже с участием финансовой организации.
3. Оценка объекта.
Как и в случае с продавцом, для покупателя важно решение оценщика. Как правило, им выступает представитель кредитора. Это самый простой вариант. Однако, может задействоваться и сторонний эксперт, поиском которого в случае необходимости озадачивается заемщик. Должностное лицо делает ряд снимков здания, входа, лестничных клеток, а также самой квартиры и видов из окон. А затем готовит заключение с указанием рыночной стоимости.
4. Сбор и подача документов в банк.
Этот шаг может делаться параллельно со второй стороной. Каждый готовит свою документацию в соответствии с требованием банка. Для покупателя этот список во многом повторяет тот, по которому документы нужны для оформления кредита. Основными из них являются:
Паспорта всех заемщиков и созаемщиков;
- Заявление-анкета на ипотеку;
- Брачный договор, если есть;
- Свидетельство о браке;
- Подтверждение доходов;
- СНИЛС.
Стоит отметить, что обозначить уровень своих доходов можно несколькими способами. Самыми распространенными являются форма 2-НДФЛ с официального места работы, а также справка по форме банка. В последнем можно указывать и неофициальную прибыль.
5. Подписание договоров и оформление ипотечных бумаг.
Все стороны сделки в помещении банковского учреждения составляют и подписывают документы по сделке. Там же клиент ставит подпись в кредитном договоре, а также в закладной. Важно проверить все реквизиты и правильность указания данных всех действующих лиц по сделке. Иначе при допущенных ошибках необходимы будут исправления. А на это потребуется дополнительное время.
6. Регистрация прав.
Покупателю также необходимо посетить многофункциональный центр. Желательно это сделать вместе с продавцом. К комплекту документации требуется приложить квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию прав собственности. А вот она составляет 2 000 рублей. Это можно сделать через терминал Сбербанка непосредственно в здании Центра.
7. Передать готовые документы в банк.
Когда запись будет внесена в реестр, документы можно забирать из МФЦ. На руки новому хозяину квартиры выдается его версия договора, выписка из ЕГРН, а также опись о регистрации закладной.
Заключение.
Итак, сделка по ипотеке проходит в несколько этапов. Ряд из них являются общими для продавца и покупателя. Тем не менее, самыми главными аспектами в данном процессе для обоих являются:
- Соответствие клиента требованиям к заемщику;
- Одобренная заявка;
- Юридически чистая приобретаемая квартира;
- Отсутствие в ней прописанных лиц;
- Наличие всех необходимых документов;
- Соблюдение установленных сроков на регистрацию.
По завершению всех шагов новый собственник может прописаться в ипотечной квартире.
Читайте также:
Страхование квартиры от пожара и затопления.
Кредит с поручителем для пенсионеров в Сбербанке.