Экономический шпионаж

На современных этапах развития бизнеса достаточно высокая конкуренция во всех направлениях деятельности. Многие предприниматели прикладывают максимальные усилия для занятия лидирующих позиций на рынке. Среди способов достижения своих целей есть как законные методы, так и противоречащие нормам законодательства. Одной из таких несанкционированных мер является экономический шпионаж. Разберем подробнее, что представляет из себя эта деятельность, каковы ее цели и виды.

Что такое экономический шпионаж?

Экономический шпионаж – это незаконная деятельность внутри организации, направленная на сбор и передачу секретной информации третьим лицам. Подобные данные, как правило, являются коммерческой тайной и могут нести в себе сведения о:

  • Новейших разработках;
  • Уникальных формулах;
  • Проектировании техники и строений;
  • Расположении объектов;
  • Финансовых операциях;
  • Схемах бизнес-процессов;
  • И так далее.

В свою очередь, в качестве заказчиков большинство попыток похитить ценные данные осуществляют конкурирующие компании. Однако, экономическим шпионажем могут заниматься не только они. Статистика примеров насчитывает следующее процентное соотношение:

  • 44% — конкуренты;
  • 18% — клиенты;
  • 13% — собственные сотрудники;
  • 10% — поставщики;
  • 8% — разведывательные службы;
  • 7% — хаккеры и иные посягатели.

Основным мотивом получения конфиденциальной информации является финансовая выгода. Благодаря полученным сведениям можно создать новый продукт, более совершенные технологии, получить преимущество перед оппонентами или просто продать их заинтересованным лицам.

Кроме того, закрытая информация о предприятии может использоваться для порчи репутации компании, нанесения экономического ущерба, «натравливания» силовых структур и надзорных органов и иных негативных последствий.

Виды экономического шпионажа.

Поскольку масштабное ведение бизнеса – это борьба за долю рынка или, иначе говоря «война», то на ней «все средства хороши». Поэтому нередко предприниматели используют широкий арсенал хитростей, уловок и обманных подходов. Среди наиболее распространенных можно отметить:

1. Подкуп сотрудников.

Данный вид получения целевой информации наиболее простой. Вначале изучается уровень важности работников компании и степень их знаний в предметном вопросе. Затем через посредников устанавливается контакт с выбранным сотрудником (или несколькими), вход в доверие и заключение сделки.

Согласно статистике, более 75% сотрудников готовы продать конфиденциальную информацию о своей организации любому человеку и лишь для трети из них имеет значение цена и условия.

Подобные обстоятельства вызваны неудовлетворенностью работников своим финансовым положением, должностью, уровнем зарплаты или взаимоотношениями с руководством фирмы.

2. Шантаж.

Этот способ имеет сходства с предыдущим. Отличие лишь в том, что выбранная «жертва» не получает финансового вознаграждения в обмен на информацию, а на нее оказывают психологическое давление. Рычагом для достижения цели могут быть угрозы здоровью, жизни самому работнику, его семье, а также целостности имущества. Кроме того, злоумышленники могут обладать компрометирующую информацию на данное лицо, которую в случае невыполнения условий они могут обнародовать.

3. Внедрение собственных агентов.

В нужную организацию могут трудоустраиваться засланные люди для последующего хищения данных. Такому лицу потребуется время на приобретение доверия и доступа к ценным сведениям. Хотя, для получения результата может потребоваться больше времени, этот способ является наиболее эффективным.

Во-первых, такой подход может оказаться целесообразнее по экономическим затратам.

Во-вторых, свой человек может использоваться многократно и долгосрочно в рядах сторонней организации.

4. Хищение данных со средств вычислительной техники.

Для этого используются как программные средства для взлома информационных систем, так и физический доступ к важным хранилищам данных. Например, может быть похищена флэшка, жесткий диск или целый компьютер с секретными сведениями.

5. Использование технических средств.

Развитие технологий предоставляет широкий выбор аппаратных средств для ведения шпионажа. Это могут быть предметы фото и видео фиксации, прослушивающие устройства, диктофоны и т.д.

6. Социальная инженерия.

Метод подразумевает грамотное выстраивания общения с осведомленным сотрудником. Дальнейший переход с ним на дружеские отношения или боле серьезные. А далее в процессе разговоров он сам делится целевыми сведениями, не подозревая о намерениях собеседника.

Какие цели преследует экономический шпионаж?

Экономический шпионаж распространен в сферах информационных технологий, индустрии производства машин, морских и воздушных судов, космических технологий, пищевой и химической промышленности, а также в производстве технических устройств и компьютерной техники.

Целью шпионажа, как правило является, конфиденциальная информация, попадающая под защиту следующих нормативных актов:

  • Федеральный закон №149 от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Закон РФ №5485-1 от 21 июня 1994 года «О государственной тайне»;
  • Федеральный закон №98 от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне»;
  • Федеральный закон №395 от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности».

В зависимости от сферы деятельности компании, злоумышленники могут посягать на получение следующих данных:

  1. Доступ к банковским счетам.
  2. Список транзакций.
  3. Документы об инвестиционных действиях.
  4. Список контрагентов (поставщиков и заказчиков).
  5. Чертежи, схемы, рецепты.
  6. Организационно-штатная структура компании.
  7. Проект ведения бизнеса.

Противодействие экономическому шпионажу.

Принятие мер от утечки информации необходимо для любой организации. Но, стоит учитывать, что молодые компании или имеющие малые доходы подвержены меньшим рискам покушения на конфиденциальные сведения. Как правило, интерес представляют крупные организации, имеющие собственные разработки или уникальную продукцию. Однако, и конкуренция присутствует в разных сегментах, как среди крупных игроков рынка, так в меньшей нише.

Потеря ключевых сведений происходит в результате пренебрежения информационный безопасностью. Частой причиной выступает халатность сотрудников или недостаточно уровень защиты и проведенных мероприятий по противодействию экономическому шпионажу.

Перед постановкой вопроса о защите руководству компании следует здраво оценить риски и последствия утечки информации. Если они достаточно высоки, то лучше задуматься над вводом в штат эксперта по безопасности. А, если масштаб предприятия обширен, то и целого отдела.

Специалисты по безопасности изучают структуру компании и текущее положение дел. Затем «латают» пробелы, делая акцент на следующих мероприятиях:

  • Тщательный подбор персонала, особенно на важные должности.
  • Настройка технических средств защиты информации.
  • Видеонаблюдение на территории предприятия.
  • Прослушка служебных разговоров и изучение переписки сотрудников.
  • Контроль пропуска людей и транспорта на территорию организации.
  • Разработка документации и правил по безопасности для сотрудников.
  • Проведение инструктажей работников.
Читайте также:

Курортный сбор в России.

Страховая выплата по ОСАГО при ДТП.

Что такое грейс период по кредитной карте?

Можно ли продать машину, находящуюся в кредите?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *